Отвечает Аня: бум кроссдрессеров
Вопрос: Что это за мода на персонажей-парней, переодетых девочками? Давно такое с японцами?
Ответ: Очень давно. Ношение одежды и аксессуаров другого пола, травестизм — явление с богатой историей, нашедшее отражение в мифологии, фольклоре и культурных практиках разных народов. В японском театре но мужчины исполняли женские роли с XIV века, в театре кабуки первой половины XVII века женские труппы оказались под запретом, и в амплуа женщин стали выступать актеры-мужчины — оннагата или ояма. Молодые оннагата в дополнение к основной профессии часто промышляли проституцией, подыскивая себе состоятельных покровителей-мужчин. Расхожий сюжет эротических гравюр того времени — самурай в мужском кимоно, ласкающий юношу в женском наряде. Не то чтобы отношения подобного рода широко пропагандировались, но в рамки тогдашних общественных норм они в целом вписывались и гневного осуждения в массах не вызывали. При этом, что характерно, гомосексуальную связь со взрослым партнером афишировать было не принято.

Послевоенная Япония XX века мальчиками не увлекалась. Мужской кроссдрессинг, впрочем, сохранил отдаленное родство с театром: гей-сцена, с которой он связан, сплошь и рядом была сценой в прямом смысле, подмостками клубов. Представление об этом полуподпольном мирке дает, в частности, картина Тосио Мацумото «Похоронная процессия роз» (1969). Стареющий трансвестит-окама — один из героев аниме «Однажды в Токио» (2003) Сатоси Кона.
В манге и аниме последних лет двадцати неоднократно всплывали герои-юноши в девичьем платье, однако примерять женскую одежду героям часто приходилось под гнетом обстоятельств (из относительно свежих примеров — сериалы Otome wa Boku ni Koishiteru и «Ну и Ну! Земляничные яйца», чьи главные герои идут в школу для девочек учиться и, в случае с, кхгм, «Яйцами», преподавать). Но даже когда кроссдрессинг был личным выбором персонажа, сделанным без внешнего давления, такие герои работали на комедийную составляющую произведения, служа источником гэгов.

Ситуация стала меняться совсем недавно, в середине нулевых годов: популярность приобрела сначала манга, компьютерные игры, а потом и анимация для преимущественно мужской аудитории, где мальчики и юноши-кроссдрессеры — отоконоко или, как их еще называют, дзёсо сёнэн — переместились из комедийной области в разряд романтического или сексуального фетиша. Происходит это как в эротической продукции (трилогия OVA Boku no Pico, антологии комиксов Shounen Shikou, Joshou Shounen, Otokonoko Heaven), так и в обычной манге и телевизионном аниме — Maria Holic, Yubisaki Milk Tea, Mayo Elle Otokonoko, Princess Jellyfish, Baka and Test, Steins;Gate, H2O: Footprints in the Sand и так далее. На аниме-фестивалях шуточный кроссплей всё чаще уступает место серьезному, а в токийском районе Акихабара, где сконцентрированы магазины для отаку, открываются мэйд-кафе с юношами-официантами в костюмах горничных.

Гендерный исследователь Дзюнко Мицухаси полагает, что ренессанс отоконоко в японской популярной культуре связан со смягчением отношения к старинной традиции, табуированной на протяжении всего XX века. Вряд ли, конечно, Японию завтра ждет всплеск мужской подростковой проституции; речь о том, что если красоту женственного юноши подчеркнуть, придав ему еще большее сходство с девушкой, небо на землю не свалится — и сегодняшнее японское общество это понимает. Что касается конкретно комиксов и мультипликации, то американский отаку Джон Опплигер, ведущий блога AnimeNation, прямо называет всплеск интереса к кроссдрессерам следствием бума моэ. Логичное объяснение: очарованная милыми невинными девочками аудитория легко увлекается любыми симпатичными женственными персонажами, вне зависимости от их пола. (И следующей ступенью, как показывает практика, становятся пони.) Надо заметить, что дзёсо сёнэн в аниме нередко более женственен, чем окружающие его девушки. Заостряя на этом внимание зрителей, авторы одновременно констатируют размытие гендерных ролей и напоминают, пускай причудливым способом, о традиционных женских добродетелях.
Не стоит переоценивать популярность переодеваний. Можно подумать, что японскую поп-культуру захлестнула волна кроссдрессинга, но на самом деле процент произведений с этими персонажами сравнительно невысок — в аниме отоконоко куда меньше, чем пилотов боевых роботов, кавайных младших сестер или грудастых блондинок. Просто примерно с 2006 года на рисованных мальчиков в костюмах девочек существует стабильный спрос, и отрасль старается его удовлетворять. А недовольным этим фактом зрителям, видимо, остается свыкнуться с положением вещей. Признаков того, что отоконоко в ближайшее время выйдут из моды, не заметно.
